Статті

Автоматизація та диспетчеризація інженерних систем. Розробки “Техінсервіс”

10.04.2015

А.В. Ковальчук, ведущий инженер-программист ПГ "Техинсервис"
А.Ю. Дагаев, начальник программного отдела ПГ "Техинсервис"
_____________

Необходимость создания системы диспетчеризации возникает на объектах с широким спектром инженерного оборудования. Внедрение системы диспетчеризации позволяет оптимизировать работу инженерных систем в зависимости от условий окружающей среды, времени суток и т.д. Диспетчеризация минимизирует процент нерационального использования ресурсов. Кроме этого, осуществляется детальный контроль, который позволяет заметно снизить затраты на тепло- и энергоресурсы, получив при этом дополнительную прибыль.
При создании систем диспетчеризации компания “Техинсервис” обеспечивает непрерывный мониторинг и диагностику всей инфраструктуры, предоставляя техническим службам заказчика полный контроль над оборудованием не только с автоматизированного рабочего места диспетчера, но и дает возможность наблюдать за режимами работы по защищенным каналам Интернет.

Прежде всего, такой подход связан с необходимостью организации оперативного информирования руководства и технических служб о нештатных ситуациях. Быстрая оценка ситуации и своевременное принятие мер при возникновении аварии является необходимым условием обеспечения ее быстрой нейтрализации, безотказной работы инженерных систем и сохранности данных.

Диспетчеризация Центров обработки данных (ЦОД)

В состав системы диспетчеризации ЦОД и серверных помещений, как правило, входят подсистемы газового пожаротушения, дизель-генераторный агрегат, системы кондиционирования (шкафные прецизионные кондиционеры и приточно-вытяжные установки), насосные станции и источники бесперебойного электропитания. Также необходимо контролировать открытие дверей в помещение с вычислительным оборудованием, дверок серверных стоек, а также качество внешнего электропитания.

1
Рис. 1. Насосная станция

Эти подсистемы обычно реализованы не одним подрядчиком, что приводит к необходимости применения шлюзов между устройствами разных типов и приведению их к единому сетевому решению.
Так, на одном из объектов, компании “Техинсервис” удалось объединить между собой систему кондиционирования, использующую сеть контроллеров шины LON, подсистему пожаротушения, использующую сеть BacNet, электрощитовые с электро-счётчиками сети Modbus, метеостанцию, со своим внутренним протоколом и т.д. и привести их к протоколу Modbus TCP/IP.

-
Рис. 2. Прецизионные кондиционеры

Отличительной чертой реализации диспетчеризации компанией “Техинсервис” является модульность системы, что позволяет без особых усилий масштабировать систему, в кратчайшие сроки производить замену вышедшего из строя оборудования, а также способствует лёгкому обучению обслуживающего персонала.
Компания “Техинсервис” разработала мультимедийные компоненты, которые позволяют классифицировать все сообщения о тревогах по уровням опасности и по группам, что позволяет отсортировать их по необходимым критериям, отследить повторяемость и беспрепятственно локализовать причину их возникновения.

--Рис. 3. История аварийных сообщений

В состав мультимедийных компонентов также входят:
•    Журнал событий – позволяет отслеживать действия, произведенные персоналом.
•    Отчеты двух типов: сменный и аналитический.
•    Биллинг – предназначен для автоматизированного учёта предоставленных услуг, их тарификации и выставления заказчикам счетов для оплаты.
•    Предыстория процесса – просмотр истории изменения переменных, а также дальнейшего их статистического анализа.

billing systemРис. 4. Биллинговая система

Для обеспечения доступа к системе диспетчеризации из сети Интернет на одном из компьютеров системы организуется Web-сервер с внешним (для сети Интернет) или внутренним (если доступ ограничен только локальной вычислительной сетью предприятия) IP-адресом. При этом для просмотра экранных форм из любой точки сети Интернет на клиентском компьютере не требуется никакого дополнительного программного обеспечения (однократная установка ActiveX-компонента), так как все экранные формы открываются в окне Интернет-браузера после введения нужного адреса и прохождения парольной аутентификации.
Функционал такого удаленного рабочего места может быть построен таким образом, что он будет полностью идентичным основному диспетчерскому.

Диспетчеризация зданий

Инфраструктура каждого здания предполагает наличие в нем разнообразных систем жизнеобеспечения, задачей которых является снабжение электричеством, водоснабжение, канализация,  противопожарная защита, охранная сигнализация, видеонаблюдение и т.д. Диспетчеризация инженерных систем позволяет организовать автоматизированное управление этими системами  и технологическим оборудованием, значительно повышает безопасность и надежность его функционирования, а также во многих случаях позволяет сократить эксплуатационные расходы.
В 2012 году компания "Техинсервис" участвовала в разработке и внедрении системы диспетчеризации самого большого в Украине торгово-развлекательного центра "Океан Плаза" (Ocean Plaza).
Созданная система учитывает следующие экономические преимущества внедрения систем автоматизации и диспетчеризации:
•    экономия энергоресурсов (электроэнергии, тепла, воды, газа);
•    сокращение численности персонала службы технической эксплуатации;
•    уменьшение расходов на обслуживание, ремонт и замену инженерного оборудования;
•    снижение ущерба от аварий благодаря их предупреждению и своевременному обнаружению;
•    увеличение срока службы технологического оборудования за счет учета времени наработки и равномерной выработки его ресурса;

6Рис. 5. Мнемосхема вентиляционной камеры

•    экономия на сервисных договорах в связи с сокращением объемов работ за счет постоянного контроля и регистрации параметров работы оборудования;
•    повышение надежности работы инженерных систем здания за счет использования средств автоматизации от одного вендора;
•    расширяемость системы в будущем;
•    возможность объединения в сеть нескольких объектов;
•    доступность, удобство эксплуатации, снижение требований к техническому уровню персонала;
•    возможность уложиться в энерголимиты;
•    оперативность обнаружения и устранения неисправностей;
•    увеличение уровня комфорта и безопасности внутри здания.

7Рис. 6. Мнемосхема системы распределительной подстанции