10.04.2015
А.В. Ковальчук, ведущий инженер-программист ПГ "Техинсервис"
А.Ю. Дагаев, начальник программного отдела ПГ "Техинсервис"
_____________
Диспетчеризация Центров обработки данных (ЦОД)
В состав системы диспетчеризации ЦОД и серверных помещений, как правило, входят подсистемы газового пожаротушения, дизель-генераторный агрегат, системы кондиционирования (шкафные прецизионные кондиционеры и приточно-вытяжные установки), насосные станции и источники бесперебойного электропитания. Также необходимо контролировать открытие дверей в помещение с вычислительным оборудованием, дверок серверных стоек, а также качество внешнего электропитания.
Эти подсистемы обычно реализованы не одним подрядчиком, что приводит к необходимости применения шлюзов между устройствами разных типов и приведению их к единому сетевому решению.
Так, на одном из объектов, компании “Техинсервис” удалось объединить между собой систему кондиционирования, использующую сеть контроллеров шины LON, подсистему пожаротушения, использующую сеть BacNet, электрощитовые с электро-счётчиками сети Modbus, метеостанцию, со своим внутренним протоколом и т.д. и привести их к протоколу Modbus TCP/IP.
Отличительной чертой реализации диспетчеризации компанией “Техинсервис” является модульность системы, что позволяет без особых усилий масштабировать систему, в кратчайшие сроки производить замену вышедшего из строя оборудования, а также способствует лёгкому обучению обслуживающего персонала.
Компания “Техинсервис” разработала мультимедийные компоненты, которые позволяют классифицировать все сообщения о тревогах по уровням опасности и по группам, что позволяет отсортировать их по необходимым критериям, отследить повторяемость и беспрепятственно локализовать причину их возникновения.
В состав мультимедийных компонентов также входят:
• Журнал событий – позволяет отслеживать действия, произведенные персоналом.
• Отчеты двух типов: сменный и аналитический.
• Биллинг – предназначен для автоматизированного учёта предоставленных услуг, их тарификации и выставления заказчикам счетов для оплаты.
• Предыстория процесса – просмотр истории изменения переменных, а также дальнейшего их статистического анализа.
Для обеспечения доступа к системе диспетчеризации из сети Интернет на одном из компьютеров системы организуется Web-сервер с внешним (для сети Интернет) или внутренним (если доступ ограничен только локальной вычислительной сетью предприятия) IP-адресом. При этом для просмотра экранных форм из любой точки сети Интернет на клиентском компьютере не требуется никакого дополнительного программного обеспечения (однократная установка ActiveX-компонента), так как все экранные формы открываются в окне Интернет-браузера после введения нужного адреса и прохождения парольной аутентификации.
Функционал такого удаленного рабочего места может быть построен таким образом, что он будет полностью идентичным основному диспетчерскому.
Диспетчеризация зданий
Инфраструктура каждого здания предполагает наличие в нем разнообразных систем жизнеобеспечения, задачей которых является снабжение электричеством, водоснабжение, канализация, противопожарная защита, охранная сигнализация, видеонаблюдение и т.д. Диспетчеризация инженерных систем позволяет организовать автоматизированное управление этими системами и технологическим оборудованием, значительно повышает безопасность и надежность его функционирования, а также во многих случаях позволяет сократить эксплуатационные расходы.
В 2012 году компания "Техинсервис" участвовала в разработке и внедрении системы диспетчеризации самого большого в Украине торгово-развлекательного центра "Океан Плаза" (Ocean Plaza).
Созданная система учитывает следующие экономические преимущества внедрения систем автоматизации и диспетчеризации:
• экономия энергоресурсов (электроэнергии, тепла, воды, газа);
• сокращение численности персонала службы технической эксплуатации;
• уменьшение расходов на обслуживание, ремонт и замену инженерного оборудования;
• снижение ущерба от аварий благодаря их предупреждению и своевременному обнаружению;
• увеличение срока службы технологического оборудования за счет учета времени наработки и равномерной выработки его ресурса;
• экономия на сервисных договорах в связи с сокращением объемов работ за счет постоянного контроля и регистрации параметров работы оборудования;
• повышение надежности работы инженерных систем здания за счет использования средств автоматизации от одного вендора;
• расширяемость системы в будущем;
• возможность объединения в сеть нескольких объектов;
• доступность, удобство эксплуатации, снижение требований к техническому уровню персонала;
• возможность уложиться в энерголимиты;
• оперативность обнаружения и устранения неисправностей;
• увеличение уровня комфорта и безопасности внутри здания.