14.10.2014
Добавление биоэтанола в бензин сегодня в перечне самых обсуждаемых тем. Причина в том, что, не смотря на внесение изменений в некоторые законы Украины о производстве и использовании моторных топлив с содержанием биокомпонентов, для большинства участников рынка топливный этанол и другие биокомпоненты, а также нормы обращения с ними – темная лошадка. Телевизионный проект «Інтелект.UA» в эфире «5-го канала» попытался разобраться в существующих видах биотоплива – как абсолютно инновационных, так и широко известных в мировом сообществе. В интервью приняли участие сотрудники и нашей компании, в частности генеральный директор «Техинсервис» Щуцкий И.В. и инженер-технолог биоэнергетического отдела Мельничук.
Далее приведен перевод статьи, размещенной на сайте http://intellect-ua.info:
"Когда Украина перейдет на биотопливо"
Водитель Игорь каждое утро заряжается кофе – двойным «Еспрессо», на которое идет 14 граммов кофейных зерен. Теперь, говорит, время подкрепиться и его машине. Авто заправил не обычным бензином, а биотопливом «95Е», произведенным не из нефти, а из рапсового масла. В бак залил 40 литров. На их производство пошло 100 килограмм рапса.
Игорь, водитель:
«95-м Премиум бензином, биологическим, пользуюсь где-то уже полгода. Попал на него случайно: ехал по Обуховской трассе, там две заправки и предложили, я попробовал. Мне понравилось. Потому что машина – как бы двигатель начал работать лучше, тише, по крайне мере. Расход уменьшился. Ну, и цена намного меньше – где-то на гривну даже меньше 92-го».
О биотопливе Игорь, как и другие водители, узнал случайно. Привлекла цена – литр стоит 9 гривен 39 копеек, что на полторы гривны дешевле популярного в настоящее время 95-го. Но таким напитком украинские машины редко лакомятся. Заправок, которые бы продавали биобензин, произведенный на основе этилового спирта, дефицит. В столице всего одна такая АЗС!
Александр, водитель:
«Пользуюсь этим бензином довольно-таки долго – где-то около года. Трудно его достать, потому что его мало на заправках, но бензин очень хороший, дешевый; расход небольшой идет – ну, не так как бензин, потому что бензин у нас сейчас, как правило, разбавляют, а здесь – четко, и не воняет он».
Современные виды биотоплива – это смеси этанола и бензина, а также масла с дизелем. Они имеют невысокое содержание ароматических углеводородов и отличаются низкой температурой сгорания, что снижает тепловую нагрузку, а следовательно, двигатель меньше изнашивается.
Игорь Щуцкий, директор компании «Техинсервис»:
«Топливо с содержанием биоэтанола 35 процентов имеет 12 процентов кислорода, поэтому из воздуха кислорода в системе приготовления нужно взять меньше, стало быть количество воздуха через цилиндр проходит меньше, и калорийность топливной смеси получается такая или даже больше, чем на обыкновенном. Это говорит о том, что действительно двигатель не просит перерасхода топлива для достижения той мощности, которую хочет водитель в данный момент».
Для большинства водителей растительный бензин или дизель – диковинка. И немногие знают, что сначала машины только и ездили на биотопливе. Именно на масле в 1893 году в немецком городе Аугсбург заработал первый двигатель Рудольфа Дизеля. А в 1900-м он получил наивысшую награду на Всемирной выставке в Париже. Изобретатель верил, что для работы двигателя будет использоваться топливо, изготовленное из фермерской продукции.
Метиловые эфиры из масел впервые получили ученые Эдди Даффи и Джон Патрик еще в 1853 году. Пионерами же в изготовлении биотоплива стали австрийские фермеры. В 1987 году они начали пилотный проект по производству биодизеля, создав кооператив «SEEG MURECK» в австрийском регионе Южная Стирия. В 2005 году объемы его промышленного выпуска уже составляли 10 млн. л.
На одном этиловом спирте работали и первые машины Генри Форда. И даже знаменитая массовая «Модель Т», выпущенная позже, а именно в 1908 году, заправлялась на выбор спиртом или бензином. Форд настолько был уверен в экотопливе, что даже построил огромный спиртовой завод.
Игорь Щуцкий, директор компании «Техинсервис»:
«Если вспомнить начало прошлого века, то вся первая мировая война прошла на биоэтаноле или на этаноле. Вся техника эксплуатировалась на спиртах. Бензин в это время был известен как медицинское средство, продавался в аптеке. И только в начале 20-х годов прошлого века началась активная переработка нефти и производство бензина».
Сегодня мир опять возвращается к когда-то забытому. Но теперь каждая компания создает свой рецепт биотоплива – по разным технологиям. Потому что до сих пор не утверждено его единственных стандартов.
Игорь Щуцкий, директор компании «Техинсервис»:
Украина, как страна с колоссальными сельскохозяйственными возможностями, может очень широко перенять этот опыт и использовать биотопливо широко в двигателях внутреннего сгорания. Все эти программы в основном поддерживаются государством в законодательном плане – сейчас вышел ряд законов, которые действительно регламентируют выпуск биотоплива».
И действительно, хотя еще нет единственного стандарта на биотопливо, Верховная Рада решила, что на него все же нужно постепенно переводить транспорт. В следующем году производители уже могут добавлять к бензину 5 процентов этанола – на свое усмотрение. А вот в 2014 году будут обязаны это делать. Еще через два года его содержание в топливе должно вырасти до 7 процентов. Использование этанола якобы приведет к уменьшению импорту бензина – почти на два миллиона тонн. А это – облегчение для окружающей среды. Тем временем большинство водителей все же волнуются, не испортит ли новый напиток двигатели в авто. Специалисты объясняют, многим иномаркам он не подойдет. А вот некоторые японские производители заверяют: предусмотрено, что в их автомобили можно заливать бензин с 10-ти процентным содержанием этанола.
Что и было проверено на практике.
Владимир Мельничук, инженер-технолог биоэнергетического отдела компании «Техинсервис»:
«Была приобретена машина, более бюджетный вариант – Деу Ланос, а также Митсубиси Лансер. Эти машины уже 2 года катаются на этом топливе, и явных каких-то признаков и так далее мы не увидели; что идет износ каких-либо деталей или уплотнений».
А сельские машины на биотопливе уже хорошо знакомы. Многие крестьяне «варят» его у себя во дворе. Кое-кто – давно. На обычном самогонном аппарате готовят первак. Несколько раз перегоняют, чтобы довести крепость до 96 градусов. А это и есть этанол. Такое горючее заливают и в мопеды, и в «Жигули». Люди говорят, их техника потребляет его лучше, чем обычный бензин, который теперь редко бывает качественным. Кстати, сознались, что гонят первак чаще всего из сахарной свеклы или яблок. Но рентабельность - главное».
Примечание «Техинсервис»:
Биотопливо «95Е» производится из смеси этанола и бензина, а не из смеси дизеля и рапсового масла.
Топливо «Е35» содержит до 35% биоэтанола и может производиться из многих видов сырья, например, отходы производства сахара, а также из растительных культур, таких как кукуруза, сахарный тростник, рис и многие другие, но не из рапсового масла.