13.10.2014
Хотя в прошлом году был принят закон, направленный на стимуляцию биотопливной отрасли, большинство проектов по производству биоэтанола, не говоря уже о биодизеле, оказались практически похороненными. Так, компания "Энергетические стратегии и биотехнологии" (прежде — "Биоэнергетическая компания"), выпускающая топливо "Био-100" с 2007 г., разочаровавшись в украинском рынке, намерена снова перенести производство в Молдову.
Не запустился в прошлом году и завод-гигант мощностью 100 тыс. т в год компании "Крон-Агро" в Золотоноше, который из-за проблем с денежными средствами остался достроенным лишь на 90%. Впрочем, на этой неделе появилась информация, что производственный комплекс выкуплен компанией "Континиум" предпринимателя Игоря Еремеева (сеть АЗС WOG). По словам директора по маркетингу компании FuelAlternative Юлии Березовской, покупка нефтетрейдером производителя биотоплива может стать положительным сигналом для других нефтяных компаний: "Ведь это, наконец, позволяет говорить не только о производстве биотоплива в промышленных масштабах, но и об эффективном его сбыте в стране". Однако опрошенные "і" участники нефтерынка и эксперты все же относятся с недоверием к факту подобной покупки, сдержанно оценивая ее вероятность.
Забуксовал в парламенте и законопроект Степана Глуся, предусматривающий обязательную добавку биоэтанола и биодизеля в размере 3% к традиционным нефтепродуктам. Против выступают нефтяники, утверждающие, что пока львиная доля выпускающихся в стране нефтепродуктов не дотягивает до Евро-2, говорить о более экологичном смесевом топливе не имеет смысла.
"На биотопливо в транспортном секторе к 2020 г. должно приходиться до 10%, согласно директиве ЕС от 23 апреля 2009 г. Если мы хотим к этому времени соответствовать евростандартам, необходимо начинать сейчас. Но не путем навязывания нефтетрейдерам 3-5%-ной биодобавки. Целесообразней создать рынок экологичных спирто-углеводородных топлив, например, Е-85 (содержание этанола 85%.— "і"), который бы развивался параллельно рынку традиционных нефтепродуктов. Так как это сейчас происходит с пропан-бутаном",— отмечает глава департамента нефтеперерабатывающей промышленности Минтопэнерго Виталий Горичко, добавляя, что подобная рекомендация ведомства будет вынесена на рассмотрение профильной правительственно-парламентской рабочей группы, следующее заседание которой состоится 11 марта.
Поддерживают эту идею и сами немногочисленные производители биоэтанола, отмечая, что только таким образом можно создать стабильный внутренний рынок сбыта, без которого не будет развиваться выпуск продукта.
Экспортировать его в нынешних условиях просто невозможно: "Внешние рынки, на которые рассчитывали производители до кризиса, когда нефть стоила более 140/барр., сейчас закрыты для украинских производителей. После обвала котировок цены на этанол упали на в среднем на EUR120-150, включая внутренние импортные пошлины стран ЕС. В таких условиях экспортировать, конкурируя с тем же бразильским продуктом, себестоимость которого ниже, малоперспективное занятие",— объясняет коммерческий директор компании "Техинсервис" (специализируется на оборудовании и производстве биоэтанола — около 80 тыс. куб. м в год) Олег Король. По его словам, переход на ту же топливную смесь Е-85 требует установки специального адаптера, стоимость которого будет существенно ниже, чем, к примеру, газобаллонного оборудования для работы двигателя на сжиженном газе: "Но в отличие от пропан-бутана, который в два раза дешевле бензина А-95, Е-85 на заправке будет стоить лишь на 20% дешевле высокооктана. И то эта разница нивелируется тем, что и расход этого биотоплива на 20% больше",— отмечает господин Король.
В европейских странах эта проблема решается за счет высоких акцизов на традиционные нефтепродукты, из-за которых те стоят в среднем в 1,5 раза дороже наших, в то время как цены на биотопливо и за рубежом, и у нас находятся на одном уровне. Учитывая нефтяное лобби в Кабмине и парламенте, а также неохоту, с которой те идут на повышение цен на "социальные" товары через усиление налогообложения, ожидать подвижек в этом направлении не приходится. Вторым ключевым препятствием на пути развития биоэтанольного рынка является то, что необходимо создать сразу целый парк заправок, продающих новый продукт, поскольку адаптированное под зеленое топливо авто хоть и можно заправлять обычным бензином, но большое количество таких скачков с топлива на топливо приводит к преждевременному износу двигателя. Поэтому развиваться потребление биоэтанола может лишь с легкой руки нефтяников, готовых оборудовать свои АЗС специальными зелеными модулям
Пока же от предсмертного состояния рынок биоэтанола удерживают альтернативные пути реализации. Немногочисленные производители, оставшиеся на плаву, стали предлагать нефтяникам специальные биологические компоненты к бензинам для повышения их октанового числа: "Продавать его легче, чем биоэтанол для тех же целей. Компонент моторного топлива "Альтернативный" (КМТА), в отличие от биоэтанола, не может быть использован для производства ликеро-водочной продукции. В нем, помимо этанола, содержится 1,5-2% бензина и других компонентов. А потому на этот товар не распространяется правительственное постановление №1114, согласно которому покупатель должен предоставлять налоговой вексель на сумму взимаемого акциза, доказывать, что этот этанол не будет использован для производства алкоголя и пр. Эта длинная и запутанная бюрократическая процедура, только после прохождения которой мы можем отгружать продукт, делала реализацию и без того более дорогих, чем обычные присадки, биоэтанольных добавок еще более сложной",— говорит представитель "Техинсервис", добавляя, что именно КМТА стал пользоваться сравнительно стабильным спросом среди владельцев нефтебаз, которые экспериментируют с формулой топлив. Ввиду этого компания уже перевела два своих завода, Ивашковский и Наумовский, на производство компонента.
Источник: http://ubr.ua/